20 ноября 2012 г.

Сегодня на уроке.

1. На уроке обучения грамоте знакомились с   буквами Ее и Ёё, как показатели мягкости согласных. ( В тетради "Мой алфавит" пропустили 4 страницы. Не переживайте, мы к ним вернемся). Сегодня на уроке открыли одно из свойств русской графики - способ обозначения твердости-мягкости согласных звуков с помощью гласных букв, учились правильно выбирать гласную букву как знак мягкости или твердости согласного при записи слова. Оказывается гласные буквы, когда стоят после согласных выполняют две работы: 1) показывают твердость или мягкость согласного,  2) обозначают гласный звук.
А как при чтении слова узнать , твердый или мягкий согласный  звук обозначен согласной буквой? Нужно посмотреть на следующую гласную букву:  если А,О,У,Э,ы, то согласной буквой обозначен твердый согласный звук; если Я, Ю, Е, Ё, И, то согласной буквой обозначен мягкий согласный звук.
Вот такой диалог произошёл у нас в классе, только с буквой "М". Дети получили задание провести с вами такую же игру.
 Сколько звуков обозначает «эль»?
– Два звука: твердый согласный (л) и мягкий согласный (л).
– Я загадала число, оно начинается на букву «эль». Назовите первый звук этого слова.
– (л)
– Почему?
– (ль)
– Почему?
– Ты можешь точно определить с какого звука начинается мое слово?
– Я не знаю.
– А вообще это можно точно определить по первой букве?
– Я могу: (ль)? Кто может точно назвать первый звук, не гадая?
– Я. На букве «эль» не написано, твердо или мягко ее надо произносить.
– Ребята, вы не виноваты. На мой вопрос сразу не ответит даже настоящий ученый. Но вы можете меня спросить о какой-то другой букве, которая подскажет вам, как читать «эль» – мягко или твердо. Спрашивайте!
– А какой вопрос вам задать?
– Я знаю. У вас в слове дальше буква «а»?
– Молодей, твой умный вопрос нас всех вывел из тупика! Отвечаю: «Нет, не буква «а»
– Тогда и, я, у, е?
– Не стоит гадать. Спросите меня совсем по-умному. Так, чтобы я сама назвала следующую букву.
– Какая гласная буква стоит после «эль»?
– Отличный вопрос, его-то и надо было задать сразу. Отвечаю: буква е.
– Теперь кто может точно назвать первый звук в моем слове?
«ль» Лена, лето, лес, лесенка…
– Отлично. А следующее мое слово начинается на букву «тэ». Хором назовите первый звук.
Часть детей немедленно попадается в эту «ловушку». Но большинство, немедленно тянут руки.
– Нельзя угадать точно! Надо знать, какая буква дальше.

Дома можно сделать в Прописи с 42. и Почитать Азбуку на с. 99

По математике можно тренироваться в тетради в клетку и задания на с. 1 во второй части математики.

Напоминаю, что завтра 5 урок - лепка.



Комментариев нет:

Отправить комментарий